Ссылки

Случаи разрушений при эксплуатации техники в низкотемпературные сезоны.

Случаи разрушений проявляются при эксплуатации техники в низкотемпературные сезоны, в условиях высокой агрессивности окружающей среды, а также в литературе по материаловедению употребляется специальный термин «старение металлов», означающий изменение свойств металлов и сплавов, протекающее либо самопроизвольно (в процессе длительной выдержки при комнатной температуре), либо при нагреве (искусственное старение). Результатом такого старения' может быть как ухудшение, так и улучшение физико-механических свойств материалов. Обычно старение металлов приводит к увеличению их прочности и твердости при одновременном снижении пластичности и ударной вязкости. В отличие от этого под старением эксплуатируемых объектов подразумевается однозначный процесс ухудшения их технического состояния. В таком техническом аспекте под старением материала понимается снижение его способности оказывать сопротивление действию эксплуатационных и других нагрузок вследствие возникших изменений в его внутреннем состоянии.
Случаи разрушений при эксплуатации техники в низкотемпературные сезоны.

Рис. 22. Результаты усталостных испытаний на знакопеременное кручение отсеков коленчатых, валов двигателя Д-65:
О, I, 2, 3 и 4 — кривые усталости для валов соответственно новых, первого второго, третьего и четвертого ремонтных размеров; т — касательное напряжение; Л' — число циклов нагружения.
Большинство деталей машин претерпевает в процессе эксплуатации воздействие .Циклически изменяющихся нагрузок. Таким нагрузкам подвергаются, например, детали ходовой части, конструктивные элементы двигателя, механизмы трансмиссии' и т. п. Определяющий фактор старения таких деталей — усталость металла, под которой понимается процесс постепенного накопления повреждений, приводящий к изменению свойств, образованию трещин и разрушению. Свойство металла противостоять усталости называется выносливостью (употребляются также термины усталостная прочность и циклическая прочность).
Кинетика усталостного разрушения представляется в виде совокупности последовательных процессов: инкубационного зарождения; стабильного протекания; ускоренного и самопроизвольного развития. Зарождение трещин происходит в результате скопления дислокаций, а последующий рост усталостных трещин Протекает при повторном их раскрытии и закрытии Или при слияний, микротрещин и пор с магистральной трещиной. Постепенное снижение усталостной прочности материала деталей машин иллюстрируется на рисунке 22, где представлены результаты испытаний на знакопеременное кручение отсеков коленчатых валов двигателя Д-65. Рост наработки коленчатых валов отражен в виде последовательных номеров их ремонтных размеров; (кривые 1, 2, 3 и 4).
Достаточно сложен по совокупности порождающих причин и характеру своего развития процесс поверхностного разрушения деталей, который при наличии взаимодействия с другими деталями или с окружающей средой часто относят к общему процессу изнашивания. Результат изнашивания деталей, определяемый в установленных единицах длины, объема, массы и т. п., называется износом деталей. В технической литературе под изнашиванием понимается процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела или, накапливания его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы тела. Различают три вида изнашивания: механическое, коррозионно-механическое и абразивное. Однако в реальных условиях эксплуатации изнашивание деталей имеет комплексный характер, в связи с чем различают дополнительные его виды. Наиболее распространенные виды изнашивания приведены в таблице 9.
Случаи разрушений при эксплуатации техники в низкотемпературные сезоны.

9. Виды изнашивания и характерные их особенности

Другие новости по теме:


загрузка...