Ссылки

Коррозия, действие гидродинамического клина на усталость.

В случае жидкостного трения, кроме названных неблагоприятных факторов, проявляются и такие, как коррозия, действие гидродинамического клина на усталость. Износ при этом протекает линейно или почти линейно в зависимости от наработки (рис. 8).
Коррозия, действие гидродинамического клина на усталость.

Рис. 8. Зависимость износа от наработки:
а — при жидкостном трении; б — при граничном трении.
При изображении на графике на горизонтальной оси откладывают наработку в часах, а на вертикальной — величину износа или пропорциональный ему рост зазора в сопряжении. Для обеспечения осуществления трения скольжения деталь необходимо сопрягать с зазором не менее mln (рис. 8, а). Кривая, полученная на основе замеров, имеет три характерных отрезка. На первом отрезке кривой (1) износ увеличивается интенсивно. На втором отрезке кривой износ растет довольно медленно (2). Величина износа в значительной степени зависит от условий эксплуатации, от точности сопряжения, от качества обработки поверхности, а также от материала подшипника и качества смазки.
Частичное жидкостное трение (3). Часто из-за неправильного выбора скорости скольжения, шероховатости поверхности, недостаточной смазки при пуске и остановке машин гидродинамические клинья образуются лишь ограниченно или вообще не образуются. В этом случае изнашивание происходит частичным жидкостным трением, то есть поверхности трения частично или в большей своей части (полужидкостное, полусухое трение) непосредственно соприкасаются друг с другом (рис. 8, б).
Особым видом жидкостного трения является граничное трение, при этом поверхности трения настолько гладкие, что возникновение клина невозможно, но молекулярная смазочная пленка может образовываться.
Сухое трение. При полном отсутствии смазочного материала между поверхностями, перемещающимися относительно друг друга, появляется сухое трение. При таком виде изнашивания — в зависимости от взаимодействия поверхностей трения — отмечаются следующие повреждения:
— микросрез, заедание, заклинивание поверхностей трения (рис. 9, а);
Коррозия, действие гидродинамического клина на усталость.

Рис. 9. Механизм трения без смазки:
а — микросрез; б — пластическая деформация; в — упругая деформация; г —
адгезионное и диффузионное соединения; д — когезионное соединение.
— пластическая деформация в точках контакта поверхностей трения (рис. 9, б);
— упругая деформация в точках контакта поверхностей трения (рис. 9, в);
— адгезионное, диффузионное соединение в точках контакта поверхностей трения (рис. 9, г);
— когезионное соединение в точках контакта поверхностей трения (рис. 9, д).
Износ при сухом трении по сравнению с жидкостным обычно характеризуется большей интенсивностью. В точках контакта деталей, перемещающихся относительно друг друга, обычно возникают большое удельное давление и температура, в результате чего поверхности трения в микроместах свариваются, затем частицы материала с меньшей прочностью разрушаются. Следы изнашивания и задира появляются по направлению движения на значительной части поверхности с переменной и прерывистой глубиной.

Другие новости по теме:


загрузка...