Ссылки

Теоретические вопросы старения масла.

Теоретическими вопросами старения масла, в частности, занимался и Боуман. Он исследовал процесс старения в разных условиях. Среди них на рисунке 24 показаны кривые самой благоприятной и неблагоприятной моделей старения. Соответственно этому крутизна отрезка кривой 1 объясняется физико-химическими свойствами масла, и она приходится на первые 80... 100 ч работы. В этом интервале разлагаются неустойчивые составные элементы масла и задерживаются в масляных фильтрах недостаточно диспергированные присадки. Вполне понятно, что остальная часть кривой все больше приближается к состоянию равновесия. Эта теоретическая модель воспроизводима строго контролируемыми экспериментами на тормозном стенде. Основным условием являются эффективная фильтрация и практически непрерывная доливка масла, пропуск которой вызывает очень неблагоприятный процесс старения (см. кривую 2). В эксплуатационной практике необходимо стремиться к оптимальной кривой Боумана.
Вода, как вредная примесь, ухудшает смазочную способность масла и вызывает образование эмульсии. Такое масло часто становится пенистым. При пенообразовании снижается давление масла и ухудшаются условия гидродинамической смазки. Поверхность, покрытая отработавшим маслом, способствует физико-химическим процессам, а масло, содержащее воду (особенно на металлических поверхностях с высокой температурой), вызывает сильные коррозионные повреждения.
Основная часть присадок влагочувствительна, поэтому при попадании воды в масло они теряют свое влияние. В связи с этим ускоряется процесс старения масла.
Вода может попадать в масло разными путями. Помимо некачественного хранения смазочных материалов и неблагоприятной транспортировки, вода может попасть в масло и во время эксплуатации машин. Часть конечных продуктов сгорания, происходящего в цилиндрах двигателя, — вода. Вода, прорывающаяся в картер, попадает в масло.
Разбавление топливом смазочного материала дизельных двигателей незначительно. Однако несоблюдение правил обслуживания форсунок, а также их подтекание могут вызвать разбавление масла. Топливо смывает масло с зеркала гильзы цилиндров, в результате чего увеличивается скорость изнашивания и даже появляется опасность их задира.
Проведенные исследования показали, что качество масла непосредственно не влияет на процесс старения. Учитывать этот параметр необходимо при установлении срока службы масла, определяющего момент его замены.
Теоретический момент замены — это такое состояние старения, при котором масло насыщается отработанными продуктами, то есть при дальнейшей работе может произойти их выделение и выпадение в осадок. Из оседающего на горячих поверхностях осадка испараются его составляющие, имеющие низкую температуру кипения, а твердые составляющие образуют асфальтообразный закоксованный нагар. Такие низкотемпературные места, как масляные каналы, отверстия, могут забиваться осадком. Поэтому для обеспечения необходимой надежности машины замену масла необходимо проводить еще до состояния насыщенности его отработавшими веществами.
Качество моторных масел определяется и качеством присадок. Влияние детергентных присадок характеризуется тем, до какой концентрации они способны держать примеси во взвешенном состоянии, то есть как долго они могут предотвращать залипание и оседание частиц. Задачей ингибиторных присадок является предотвращение процесса окисления и снижение его до минимума.

Другие новости по теме:


загрузка...