С успехом используется и прибор MOTO-METER, оснащенный регистрирующей частью (рис. 26). Прибор подсоединяется к камере сгорания вместо форсунки. Диапазон измерения 1… 4 МПа (МН/м2), то есть 10… 40 атм. К прибору прилагаются бумажные вкладыши, на которых давление в цилиндрах регистрируется раздельно.
Герметичность цилиндров лучше оценивается так называемым прибором для определения потери давления. Прибор имеет шкалу с делениями от 0 до 100%. Место его присоединения — кронштейн форсунки или отверстие под свечу зажигания. Сжатый воздух, необходимый для проверки, берется из сети сжатого воздуха мастерской. Созданное в цилиндре давление должно сохраняться в течение времени, характерного для двигателя данного типа.
Рис. 25. Изменение давления в конце такта сжатия в зависимости от частоты вращения.
Рис. 26. Прибор для регистрации давления в конце такта сжатия типа МОТО—METER.
ли место падение давления после истечения установленного времени, характерного для двигателя данного типа, или нет.
Прибор ELKON-S-111 для определения давления и потери давления пригоден для . цилиндров диаметром 50…75; 75… 100; 100… 130 мм.
Определение количества картерных газов. Герметичность может быть оценена и по количеству газов, прорывающихся между гильзой и поршневыми кольцами в блок-картер, так как степень износа пропорциональна количеству газов, прорывающихся в картер. Для этого в ВНР применяется прибор для определения количества картерных газов, разработанный институтом JAFI (рис. 27). При замере труба прибора надевается на маслозаливную горловину двигателя, и при прогретом двигателе и частоте вращения коленчатого вала 8,3… Юс-1 (500 …600 об/мин) определяется в кубических дециметрах количество газов, протекающее через прибор за единицу времени. Диапазон измерения прибора 0 … 2 дм3/с.
Оценка разницы мощности цилиндров методом их отключения. Этот метод позволяет выявить причину снижения мощности двигателя. Этим методом оценивается состояние двигателя по степени снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя из-за уменьшения индикаторной мощности, которое достигается отключением на короткое время цилиндров испытываемого двигателя путем прекращения зажигания или впрыска. При отключении цилиндра с меньшей мощностью частота вращения двигателя снижается в меньшей мере, чем при отключении цилиндра с большей мощностью.
Двигатель, установленный на машине, целесообразно испытывать в диапазоне частот вращения 25 …33,3 с-1 (1500 …2000 об/мин). Это объясняется тем, что при холостых оборотах двигателя эффективная мощность остается неизменной, так как среднее индикаторное давление (P1) равняется среднему давлению потерь на трение (Р2).
Рис. 27. Устройство для замера количества газов, прорывающихся в блок-картер.
При отключении цилиндров снижение частоты вращения у карбюраторных и дизельных двигателей происходит различно. Как известно, для устойчивых оборотов холостого хода карбюраторного двигателя, управляемого дроссельной заслонкой, нет необходимости в таком регуляторе скорости, который применяется для дизельных двигателей. Это объясняется тем, что при частичных нагрузках среднее индикаторное давление в направлении уменьшения частоты вращения интенсивно растет
(рис. 28). Эта кривая, а также среднее давление трения, имеющее обратный характер, имеют четко выраженную точку пересечения.