Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы

Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы

Масла и смазки EFELE, антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY обеспечивают качественную смазку и безотказную работу подшипников скольжения.

Содержание: Типовая конструкция и режимы смазки подшипника скольжения
Проблемы эксплуатации подшипников скольжения и требования к смазочным материалам
Выбор типа смазочного материала
Применение материалов EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения
Применение материалов EFELE для пластмассовых подшипников скольжения

Подшипник скольжения – это опорный или направляющий узел механизмов, в котором вращающиеся элементы скользят друг относительно друга.

Содержание
  1. Подшипники скольжения могут классифицироваться по следующим основным параметрам:
  2. Типовая конструкция и режимы смазки подшипника скольжения
  3. Существует три режима смазки подшипников скольжения:
  4. Проблемы эксплуатации подшипников скольжения и требования к смазочным материалам
  5. В ходе эксплуатации, обслуживания или ремонта оборудования наиболее часто приходится сталкиваться со следующими проблемами и характерными видами повреждений подшипников скольжения:
  6. Смазочные материалы для подшипников скольжения должны выполнять следующие основные функции:
  7. Выбор типа смазочного материала
  8. Преимущества применения пластичных смазочных материалов:
  9. Применение материалов EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения
  10. Таблица 1. Смазочные материалы EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения
  11. Применение материалов EFELE для пластмассовых подшипников скольжения
  12. Таблица 2. Смазочные материалы EFELE для пластмассовых подшипников скольжения

Подшипники скольжения могут классифицироваться по следующим основным параметрам:

  • По виду нагрузки – статически нагруженные и динамически нагруженные
  • По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные, упорные, радиально-упорные
  • По конструкции – круглоцилиндрические, некруглоцилиндрические, упорные сегментные, самоустанавливающиеся, самоустанавливающиеся сегментные радиальные, самоустанавливающиеся сегментные упорные и т.д.
  • По принципу образования подъемной силы в масляном слое – гидродинамические и гидростатические

Типовая конструкция и режимы смазки подшипника скольжения

Типовая конструкция подшипника скольжения (см. рис. 1) включает в себя корпус (3) с цилиндрическим отверстием, в которое вставляется втулка-вкладыш (2) из антифрикционного материала (цветных металлов, полимеров или композиционных материалов). Шейка вала (5) входит в отверстие втулки подшипника с зазором, в который через специальный канал (1) подается смазка (4) для уменьшения трения.

Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы

  • Канал подачи смазочного материала
  • Вкладыш
  • Корпус
  • Зазор, заполненный смазочным материалом
  • Цапфа вала

           Рис. 1. Типовая конструкция подшипника скольжения

Для надежной и эффективной работы любого узла трения, в том числе и подшипников скольжения, необходимо их регулярное и правильное смазывание.

Существует три режима смазки подшипников скольжения:

  • Граничный, при котором между поверхностями трения создается тонкая масляная пленка, при этом происходит контакт большого количества микронеровностей вала и вкладыша
  • Смешанный – с увеличением скорости вращения масляный слой между валом и вкладышем увеличивается, при этом происходит контакт небольшого количества микронеровностей поверхностей
  • Гидродинамический, при котором толщина смазочной пленки обеспечивает вращение вала и вкладыша без соприкосновения микронеровностями их поверхностей (обеспечивается при большой скорости вращения)

К основным преимуществам подшипников скольжения относятся простота изготовления, бесшумность работы, хорошие демпфирующие свойства, способность воспринимать высокие нагрузки. При гидродинамическом режиме смазки износа вала и вкладыша практически не происходит.

Проблемы эксплуатации подшипников скольжения и требования к смазочным материалам

В ходе эксплуатации, обслуживания или ремонта оборудования наиболее часто приходится сталкиваться со следующими проблемами и характерными видами повреждений подшипников скольжения:

  • Скачкообразное движение, повреждения в процессе сборки и приработки
  • Схватывание, задиры и повышенный износ из-за высоких нагрузок
  • Схватывание, задиры и повышенный износ из-за разрушения смазки при высоких температурах
  • Катастрофический износ из-за разрушения смазки под действием химически агрессивной среды
  • Вымывание смазки, коррозия при работе в условиях высокой влажности или контакта с водой
  • Интенсивное изнашивание из-за налипания абразивных частиц на трущиеся поверхности
  • Коррозия при хранении и транспортировке

Более половины отказов в их работе связаны с использованием неправильно подобранной смазки.

Смазочные материалы для подшипников скольжения должны выполнять следующие основные функции:

  • Разделение сопряженных деталей, предотвращение схватывания
  • Снижение трения и износа
  • Защита металлических поверхностей от атмосферной коррозии
  • Предотвращение попадания в узел трения веществ из окружающей среды
  • Отвод тепла и частиц износа из зоны трения
  • Демпфирование шума и вибраций

Для безотказной работы подшипников скольжения при выборе смазочных материалов должны учитываться диапазон рабочих температур, факторы окружающей среды, нагрузка, скорость скольжения и многие другие условия эксплуатации.

Масла и аэрозольные смазки EFELE, твердосмазочные покрытия MODENGY эффективно решают любые возложенные на них задачи по обеспечению качественной смазки подшипников скольжения.

Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы

Выбор типа смазочного материала

При выборе типа смазочного материала в зависимости от скорости скольжения в общем случае можно ориентироваться на следующие рекомендации (рис. 2).

Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы

Рис. 2. Применение различных смазочных материалов в зависимости от скорости скольжения.

Как видно из рисунка 2, в диапазоне скоростей скольжения 0,5…2,5 м/с для смазывания можно применять как масла, так и пластичные смазки. Некоторые из пластичных смазок могут эффективно работать и при более высоких скоростях скольжения.

При выборе типа смазочного материала следует иметь в виду, что пластичные смазки и покрытия имеют ряд преимуществ перед маслами, поэтому в большинстве случаев их применение в подшипниках скольжения является более предпочтительным.

Преимущества применения пластичных смазочных материалов:

  • Использование более простых систем смазки и конструкций подшипниковых узлов, менее трудоемких в обслуживании и ремонте
  • Лучшая работа в условиях воздействия вибраций и в режиме частых остановов и пусков
  • Более эффективное демпфирование шума и вибраций
  • Более высокая эффективность входящих в состав твердых смазочных наполнителей
  • Способность выдерживать более высокие нагрузки
  • Возможно полное исключение повторного обслуживания за счет применения резервуаров со смазкой
  • Лучшая герметизация точки смазки
  • Возможно применение в условиях агрессивного воздействия окружающей среды

Применение материалов EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения

В статье «Выбор пластичной смазки для подшипников скольжения из металла» подробно рассмотрены вопросы о влиянии условий эксплуатации подшипников скольжения на выбор для них пластичных смазок.

Применение масел, дисперсий, покрытий и прочих продуктов для решения основных задач эксплуатации металлических подшипников скольжения приведено в таблице 1.


Таблица 1. Смазочные материалы EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения

Название материала Решаемые эксплуатационные задачи
Масло EFELE SO-887 Неэффективность смазки при температурах от -35 °С до +160 °С
Быстрый износ и коррозия поверхности
Масло EFELE SO-885 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Масло EFELE SO-883 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Образование твердых отложений
Масло EFELE SO-868 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Быстрый износ и формирование твердых отложений на поверхности
Масло EFELE SO-866 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -50…+140°С
Коррозия, износ, малый интервал повторного смазывания
Масло EFELE SO-864 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Коррозия, износ узла
Малый интервал повторного смазывания
Масло EFELE SO-853 Образование твердых отложений
Случайный контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -50…+140°С
Масло EFELE MO-841 Случайный контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -15…+120°С
Дисперсия EFELE UNI-M Spray Загрязнения, коррозия, затрудненный монтаж и демонтаж труднодоступных соединений
Смазка EFELE UNI-S Spray Высокий расход смазки
Повреждение и разрушение смазки при перепадах температур
Покрытие MODENGY 1001 Схватывание, задир, заедание
Большой износ из-за налипания пыли
Невозможность применения жидких и пластичных материалов
Затрудненный монтаж и демонтаж


Антифрикционные твердосмазочные покрытие MODENGY 1001 – разработка российской компании «Моденжи». Все инновационные материалы, производимые ею, реализуют технологию сухой смазки. Многие покрытия применяются для обслуживания подшипников скольжения.

Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы


MODENGY 1001 не требует нагревания для отверждения. Среди фасовок можно выбрать упаковку в виде аэрозольного баллона – тогда для нанесения состава не потребуется дополнительных инструментов и приспособлений. 

Покрытие MODENGY 1001 эффективно снижает трение и износ, устраняет движение рывками, может работать при температурах от -180 до +440 °С, в условиях пыли, вакуума, радиации.

Применение материалов EFELE для пластмассовых подшипников скольжения

Некоторые из конструкционных материалов подшипников скольжения чувствительны к химическому составу смазочных материалов или к продуктам их окисления. Поэтому необходимо учитывать совместимость смазок с материалами подшипника.

В линейке EFELE имеются масла и смазки, которые инертны по отношению к материалам пластмассовых подшипников скольжения и не оказывают на них негативного влияния.

Их применение для решения актуальных задач эксплуатации пластмассовых подшипников скольжения рассмотрено в таблице 2.


Таблица 2. Смазочные материалы EFELE для пластмассовых подшипников скольжения

Название материала Решаемые эксплуатационные задачи
Масло EFELE SO-887 Неэффективность смазки при температурах от -35 °С до +160 °С
Быстрый износ и коррозия поверхности
Масло EFELE SO-885 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Масло EFELE SO-883 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Образование твердых отложений
Масло EFELE SO-868 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Быстрый износ и формирование твердых отложений на поверхности
Масло EFELE SO-866 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -50…+140°С
Коррозия, износ, малый интервал повторного смазывания 
Масло EFELE SO-864 Контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -45…+160°С
Коррозия, износ узла
Малый интервал повторного смазывания
Масло EFELE SO-853 Образование твердых отложений
Случайный контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -50…+140°С
Масло EFELE MO-841 Случайный контакт с пищевыми продуктами
Неэффективность смазки при температурах -15…+120°С
Смазка EFELE UNI-S Spray Высокий расход смазки
Повреждение и разрушение смазки при перепадах температур
Оцените статью
Avtotex-Inform.ru
Добавить комментарий
Adblock detector