Трибометр: машина для исследований на трение и износ

Трибометр: машина для исследований на трение и износ

Проведение испытаний на трибометре позволяет в короткий срок определить эксплуатационные характеристики пары трения, в частности коэффициент трения и износостойкость. Это позволяет подобрать оптимальные материалы для изготовления узлов и смазки для их обслуживания.

Трибометр: назначение и конструкция

При проектировании или модернизации различных изделий возникает необходимость в прогнозировании эксплуатационных свойств их пар трения. Эти характеристики определяются, в первую очередь, износостойкостью и коэффициентом трения сопряженных элементов.

Для получения данной информации в короткий промежуток времени проводят ускоренные лабораторные испытания на трибометре.

Трибометр – это установка для исследования поведения материалов при поверхностном трении в зависимости от времени, скорости, давления, температуры, влажности и других внешних факторов, а также от наличия и вида смазок.

Проведение испытаний на трибометре позволяет сравнивать характеристики смазочных материалов, определять степень совместимости конструкционных материалов, прогнозировать ресурс узлов и механизмов, определять степень влияния различных факторов на пару трения.

Виды трибометров:

  • Демонстрационный – упрощенное устройство для наглядной демонстрации процесса трения образцов
  • Стандартный – испытательная установка, реализующая одну схему трения
  • Универсальный – оборудование, которое может реализовать две и более схемы трения
  • Специализированный – трибометр, позволяющий провести испытания нестандартных пар трения и воспроизвести агрессивные внешние условия: высокие и низкие температуры, воздействие абразива, ударные нагрузки, вибрации и тд.

Машины трения, в зависимости от своего назначения и конструкции, имеют различное устройство. Однако можно выделить стандартные узлы трибометров.

Основные блоки машин трения:

  • Испытательный блок – площадка для взаимодействия материалов
  • Блок нагружения – устройство для создания постоянной или переменной нагрузки на испытуемые материалы. Нагрузка может придаваться с помощью рычажно-гравитационных, пружинных, пневматических и других механизмов
  • Блок управления – система, в которую заносятся данные о процессе испытаний: необходимая скорость вращения элементов, нагрузка и другие параметры
  • Привод – прибор для обеспечения вращения образцов
  • Датчики, регистрирующие изменение параметров взаимодействия образцов
  • Экран – электронное устройство, на которое выводятся данные об изменении коэффициента трения, температуры, пути трения и другая информация, регистрируемая датчиками
  • Камера – приспособление, используемое для воспроизведения внешних условий, влияющих на трибосопряжение, например, температуры, абразива, влажности, в закрытом пространстве. Кроме того, камера позволяет исключить случайное попадание посторонних частиц в место сопряжения образцов, а также исключить выброс продуктов износа во внешнюю среду и снизить уровень шума в лаборатории

Процесс испытаний

Перед началом тестирований образцы тщательно подготавливаются – очищаются и обезжириваются, после чего полностью высушиваются.

При необходимости исследования элементов при наличии жидкой смазки, состав добавляют в специальный отсек либо наносят на детали. Для тестирования элементов с твердой смазкой детали предварительно покрывают, соблюдая все технологические рекомендации.

В держатели образцов блока испытания устанавливаются материалы, которые будут подвергаться исследованию. Они сближаются вручную либо автоматизированными системами. На пульте управления устанавливают все необходимые параметры взаимодействия образцов.

Трибометр: машина для исследований на трение и износ

После включения электропривода регистрируют силу трения холостого хода, затем образцы нагружают.

Испытания оканчиваются при:

  • Превышении максимально допустимого коэффициента трения элементов, температуры, пути трения либо другого параметра, заранее установленного в программе
  • Окончании времени исследования

Предельные параметры устанавливаются в блоке управления до запуска процесса исследований и могут редактироваться в процессе испытаний.

Поскольку проведение испытаний на трибометре необходимо на каждом предприятии, проектирующем и изготавливающем оборудование, а стоимость профессиональных триботехнических установок неподъемно высока, организации пользуются услугами по проведению исследований пар трения, которые в России осуществляются несколькими компаниями.

Кто в России проводит испытания на трибометре?

Одной из лабораторий, оснащенных сертифицированным трибометром, является инженерный центр MODENGY.

Компания «Моденжи» – это разработчик и производитель антифрикционных твердосмазочных покрытий. Эти материалы реализуют технологию твердой смазки и помогают увеличить ресурс узлов трения.

Для измерения коэффициента трения и других триботехнических параметров своих покрытий, а также помощи промышленным предприятиям в проведении испытаний на трение и износ лаборатория компании была оснащена трибометром со схемой трения «шар-диск».



Машина трения была поверена и аккредитована в аттестованном метрологическом центре на возможность проведения испытаний по международному стандарту ASTM G99.

Испытания по данному стандарту позволяют подобрать оптимальные пары трения для определенных условий работы, измерить коэффициент трения в динамике его изменения, определить износостойкость конструкционных материалов, фрикционно-износные характеристики покрытий, установить влияние контактных давлений, скоростей скольжения и вида рабочей среды на характеристики трибосопряжений, определить антифрикционные и противоизносные характеристики смазочных материалов, изучить характеристики прирабатываемости.

Трибометр оснащен автоматизированными системами управления и регистрации данных.

Услуга является максимально понятной и информативной для заказчика, так как процесс испытаний транслируется клиенту в режиме реального времени. 



Он получает доступ к изображению с камеры, установленной возле испытательного блока трибометра, а также к данным на экране машины трения. Можно отследить процесс изменения коэффициента, силы, пути трения, температуру и другие параметры.

После проведения испытаний специалисты компании предоставляют развернутый отчет и конструкторско-технологические рекомендации по оптимизации узла трения. Права на результаты, отраженные в документации, в полном объеме передаются заказчику.

Оцените статью
Avtotex-Inform.ru
Добавить комментарий
Adblock detector