Ссылки

Изменение геометрических размеров, появление задир, царапин, питтинг, деталь шлифуется.

Изнашивание происходит на поверхностях, перемещающихся относительно друг друга, например скользящих и катящихся тел под действием внешних нагрузок. С поверхности деталей отделяются частицы материала, и из-за этого изменяются геометрические размеры, появляются задиры, царапины, питтинг, деталь шлифуется.
Процесс изнашивания может иметь разный характер в зависимости от физико-химических свойств (твердость, размеры, шероховатость) перемещающихся относительно друг друга тел (чугун, сталь, цветной металл, пластмасса), окружающей их среды (вода, масло, минеральные частицы и т. д.), от характера нагрузки (скорость относительного перемещения, температура, удельная нагрузка и т. д.). Поэтому разные формы износа целесообразно группировать по следующим признакам:
— износ, появляющийся на деталях машин, перемещающихся относительно друг друга;
— абразивный износ;
— износ, вызванный жидкой и газовой средой или паром.
Величина износа может быть установлена разными методами (определением размеров формы, массы, взятием масляных проб, изотопным методом) с достаточной степенью точности. Изношенные детали обычно восстанавливаются обработкой до ремонтного размера, наплавкой металла или пластмассами и т. д.
Изнашивание деталей машин при их относительном перемещении
Характер этого процесса разрушения определяется физико-химическими свойствами материала, особенностями конструкции и технологии изготовления деталей, например формой сопрягаемых поверхностей, их шероховатостью, удельной поверхностной нагрузкой, скоростью относительного перемещения, условиями смазки и охлаждения, а также условиями эксплуатации, например температурой, коррозией.
По наличию смазки различают следующие виды трения: жидкостное, граничное и сухое.
Жидкостное трение характеризуется тем, что под влиянием тел, перемещающихся относительно друг друга, например вкладыш подшипника скольжения и шейка вала, а также находящейся между ними жидкости (солидол, масло) образуются гидродинамические клинья. Если они превышают неровности поверхности деталей, то тела не соприкасаются друг с другом и их изнашивание происходит вследствие химического действия жидкости и ее трения о детали, ее пульсирующего и кавита-ционного воздействия. При этом на поверхности трения с участием в первую очередь кислорода и углерода, находящихся в смазочном материале, происходят ад-сор бционно-диффузионные процессы. Содержание кислорода в поверхностном слое металла толщиной 0,01 ... ...0,1 мкм увеличивается в 100... 200 раз. Образующиеся оксиды под воздействием поверхностных нагрузок постепенно отделяются. Изношенные поверхности обычно гладкие или имеют тонкие царапины и риски. Химическое изнашивание поверхностного слоя металла деталей ускоряется разными процессами коррозии. Активные химические соединения, соприкасающиеся с поверхностью, кислород воздуха и продукты распада смазочного материала образуют пленки коррозии, которые под действием сил трения, действующих между сопрягаемыми деталями, а также клиньев, образуемых смазочным материалом, постепенно отделяются. Гидродинамические клинья, помимо создания благоприятного жидкостного трения, могут оказать и отрицательное воздействие на трущиеся поверхности. Так, под действием механической нагрузки гидродинамические О 10 20 30 W Скорость скольжения V, м/с
Изменение геометрических размеров, появление задир, царапин, питтинг, деталь шлифуется.

Рис. 6. Зависимость интенсивности износа от скорости скольжения трущихся поверхностей.
Изменение геометрических размеров, появление задир, царапин, питтинг, деталь шлифуется.

Рис. 7. Зависимость интенсивности износа от шероховатости трущихся поверхностей.
Доля гидродинамического изнашивания в общем изнашивании деталей в большинстве случаев незначительна. Это подтверждается и многочисленными экспериментами. На рисунках 6 и 7 изображена интенсивность износа в зависимости от шероховатости поверхности и скорости скольжения.

Другие новости по теме:


загрузка...